ФЭНДОМ

Описание Править

(Англ. shilling, нем. Schilling, гот. skilliggs, старонорд. skillingr, староангл. skilling, староверхненем. scilling — от лат. solidus), название золотой монеты эпохи раннего средневековья. Германцы со времен переселения народов до середины VIII в. называли шиллингом византийский золотой солид (или ауреус), что подтверждается письменными источниками. Кроме того, они чеканили собственные золотые солиды по византийскому образцу, придерживаясь монетной стопы Константина Великого. Вандалы чеканили в Африке золотые солиды с именами Валентиана III и Анастасия. Король остготов Теодорих также выпускал подражания солиду с именем Анастасия, его собственной монограммой и опознавательными знаками городов, где чеканилась монета (Милан, Равенна, Рим). Король франков Теодеберт впервые начал чеканить золотые монеты со своим именем. Вестготы и лангобарды чеканили только варваризированные солиды, бургундский король Гундобад — солиды Анастасия со своей монограммой. После 580 г. в юго-восточной части королевства франков произошло снижение стоимости солида с 24 до 21 силиквы. Чеканка солида в 21 силикву началась выпуском монет с изображением и именем византийского императора Маврикия Тиберия и продолжалась до середины VII в. Вес монеты составлял около 4 г. При Хлотаре II стоимость франкского солида упала до 20 силикв, вес составлял 3,18 г. На монете указана стоимость — «XX». Этот легкий солид известен под названием solidus gallicus. После этого в VII в. чеканились золотые триенсы и серебряные денарии.

Во времена Каролингов золотые монеты не чеканились. Выпускались лишь серебряные денарии, которых на шиллинг шло 40, а с 743 г. — лишь 12. Шиллинги (1/20 фунта, то есть 12 денариев) со времен Карла Великого стал исключительно денежно-счетной единицей и получил распространение не только в империи Карла Великогоза, исключением Фризии и Баварии, но также и в Италии, Франции, Англии (с XI в.) и других странах Западной Европы. В Баварии встречается так называемый длинный шиллинг в 30 денариев, которых на фунт шло 8 (коротких, или франкских, шиллингов на фунт шло 20). Шиллинг служил денежно-счетной единицей до XIV в. Впервые понятие стоимости в 12 денариев реализовано в виде турских грошей в 1266 г., а позднее — пражских грошей, за которыми, однако, название не закрепилось (их повсюду стали называть грошами, а в рейнских областях — альбусами).

Серебряные монеты под названием шиллинг начали впервые чеканиться во второй половине XIV в. в Пруссии, Франконии и Швабии. Первые монеты. в Пруссии появились при великом магистре ордена крестоносцев Винрихе фон Книпроде весом в 1,67 г (1,39 г серебра). Шиллинги крестоносцев вскоре стали низкопробными (особенно после 1410 г.). Последние из них, которые чеканились при Иоганне фон Тифене, весили всего 1,32 г (0,24 г серебра).

Подражания шиллингам ордена крестоносцев выпускали в Померании. Например, вес монеты при Богуславе X (в конце XV в.) составлял 1,33 г (0,54 г серебра).

В 1365—1370 гг. в Любеке чеканился весом в 4,1 г (3,84 г серебра) как подражание турнозе (на одной стороне — изображение императора на троне, на другой — святой Иоанн). С 1432 г. в Любеке, Гамбурге, Висмаре и Люнебурге, которые входили в Вендский монетный союз, начался постоянный выпуск шиллингов весом в 2,5 — 2,25 г (1,5 — 1,25 г серебра). На аверсе — герб города, на реверсе — крест. Шиллинги из Штральзунда и Ростока середины XV в. весят 1,3 г.

Во Франконии шиллинг чеканился при Фридрихе V, правителе Нюрнберга, совместно с епископами Бамбергским и Вюрцбургским, весом в 1,9 г. В 1396 г. на основании Швабского монетного союза, в который входил целый ряд южногерманских государств и городов, вес был установлен в 2,283 г (1,522 г серебра). В различных договорах Франконского монетного союза до конца XV в. были зафиксированы порядок выпуска и изображение шиллнга. Первый Швабский монетный союз, заключенный в 1396 г. Леопольдом Австрийским, епископом Аугсбургским Буркхардом, графом Эберхардом IV Вюртембергским, графами Людвигом и Фридрихом фон Эттингенами и имперскими городами Ульмом, Эслингеном и Гмюндом, предполагал чеканить монету с чистым веом 1,522 г серебра при общем весе 2,283 г. Несколько союзов, заключенных другими монетными дворами в области Верхнего Рейна, не привели к единообразию в оформлении монет. Города Боденского озера только в 1423 г. в соответствии с монетной конвенцией, заключенной в Ридлингене, окончательно примкнули к Швабскому монетному союзу. После очередного снижения стоимости, его чистый вес стал равняться 1,124 г серебра при общем весе 1,686 г, 26 шиллингов стали равны 1 рейнскому гульдену.

Хотя и шиллинг, и грош вначале были монетой в 12 денариев, пути их развития были разными. С начала XVI в. начал быстро обесцениваться (содержание серебра значительно уменьшилось), и грош стал равняться 2 и даже 3 шиллингам. В Германии нового времени различаются вестфальские, южногерманские, любские и бранденбургско-прусские шиллинги.

Вестфальские шиллинги чеканились с середины XV в. весом в 1,5 — 2,7 г с различным содержанием серебра. Изображались на них преимущественно герб города и один из святых покровителей города. В городе Миндена в 1510 г. содержал лишь 0,6 г серебра, а в Оснабрюке в 1628—1633 г. чеканились уже из чистой меди.

Южногерманские шиллинги чеканил Вюртемберг, в 1493 г. — весом в 1,5 г (0,96 г серебра), а в 1580 г. — 1,6 г (0,8 г серебра). На один гульден шло 28 шиллингов. В XVII в. выпуск монеты был прекращен, после окончания монетного кризиса периода Тридцатилетней войны. Вюрцбургское епископство чеканило монету стоимостью в 1/28 гульдена до 1803 г. как главную среднюю монету до секуляризации. Вес монеты в XVI в. составлял 1,45 г, позднее — 0,85 г. В XVI в. с гербовым щитом страны и цифрой «28» в державе, затем с гербовым щитом страны на одной и святым Килианом — на другой стороне. Был монетой с устойчивой стоимостью.

При различном чистом весе вестфальских шиллингов (1,5 — 2,7 г с середины XV в.), на них, как правило, изображены гербовый щит и святой — покровитель города. Стоимость этих неоднократно снижалась: шиллинги Миндена 1510 г. имели чистый вес 0,6 г, а Оснабрюка 1628—1633 гг. были медными.

Несмотря на постоянное ухудшение монеты, двойные любские шиллинги занимали ведущее место в денежном обращении прибалтийских стран. Чеканились в Любеке, Гамбурге, Мекленбурге. Гамбургский шиллинг содержал в 1432 г. 1,6 г серебра, а в 1725 г. — лишь 0,4 г серебра. На аверсе — герб Гамбурга, на реверсе: вначале — крест и четыре листка крапивы, с 1572 г. — имперское яблоко с цифрой 32 (1/32 имперского талера), с 1670 г. — с цифрой 48 (1/48 имперского талера), а с 1725 г. — с надписью «1 Schilling». Гамбургская монета чеканилась до 1855 г. Такой же путь прошли другие любские шиллинги. В Любеке монета чеканилась до 1789 г., в Мекленбурге — до 1866 г. В XVII—XIX вв. чеканились монеты достоинством в 32, 16, 12, 8 и 4 шиллинга.

Первый бранденбургский двойной шиллинг был выпущен в 1599 г. при Иоахиме Фридрихе. Сначала монета чеканилась из серебра 469-й пробы, с 1654 по 1790 г. — из серебра 94-й пробы и были биллонными монетами, потом — из чистой меди, этим они отвечали потребностям сферы своего обращения. Монета чеканилась до 1810 г.

Нидерландская серебряная монета, впервые чеканившаяся в 1538 г. в Гельдерне под названием снапхан весом 6,65 г (3,33 г серебра), стоимостью в 6 стюверов. Известно много различных выпусков этой монеты (арендшиллинг, штатеншиллинг, розеншиллинг и другие). Вес нидерландского шиллинга в 1600 г. составлял 5,27 г (3,07 г серебра), в 1680—1734 гг. — 4,85 г (2,83 г серебра).

Скандинавская низкопробная серебряная монета впервые чеканился в Дании при Христофе Баварском по любской монетной стопе. Но порча монеты происходила гораздо быстрее, чем в Северной Германии, так что в 1588 г. любский шиллинг равнялся 2 датским. Датский шиллинг был равен 1/64 КРОНАкроны или 1/96 курантдалера. Эта низкопробная монета чеканилась до 1813 г., когда была заменена риксбанкскиллингом.

В Швеции монета под названием шиллинг чеканилась со времен Густава IV Адольфа по 1855 г. составляла 1/48 банкориксдалера.

Название биллонной и медной монеты на польских и восточнославянских землях, где она известна под названием шеляг (польск. szeląg, укр. шеляг). В древнерусской летописи упоминается, что поляне платили дань хазарам шелягами. Существует мнение, что шеляг был славянским названием византийского солида или соответствующей ему монеты. Сперва на польских и восточнославянских землях в обращении были шеляги крестоносцев, прусские, поморские (померанские), и только с 70-х годов XVI в. их стали чеканить в Речи Посполитой повсеместно. Впервые в Польше начал чеканить король Сигизмунд I (1506—1548). Вес в 1,24 г (0,23 г серебра). Со временем стоимость значительно уменьшилась, и он стал самой мелкой биллонной монетой. Со второй половины XVII в. шеляг стал чеканиться уже из чистой меди (первая польская медная монета — боратинка). Курфюрст Саксонский и король Польши Август III в 1755 г. выпустил в большом количестве низкопробные шиллинги для пополнения своей государственной казны. После разделов Речи Посполитой польские шеляги чеканила Австрия для Галиции. Последние шеляги выпустил город Гданьск в 1812 г. На территории Эстонии и Латвии был денежно-счетной единицей до денежной реформы 1422—1426 гг. После реформы шиллингами стали называть монеты, которые до этого времени назывались артиги. Шиллинг, наряду с пфеннигами, были основными монетами на территории Эстонии и Латвии в XV—XVII вв.

Английская серебряная монета, которая впервые начала чеканиться в 1504 г. при короле Англии Генрихе VII (1485—1509) весом в 9,33 г (8,68 г серебра). На аверсе — изображение короля в профиль, на реверсе — щит с гербами Англии и Франции и надпись: Posui Deum adjutorem meum. Со времен Каролингов английский шиллинг был денежно-счетной единицей. Он равнялся 12 пенсам (стерлингам), 20 шиллингов составляли фунт. Отсюда английский фунт равен 20 шиллингов, или 240 пенсам. При Елизавете I вес монеты упал до 6,22 г (5,75 г серебра). С 1816 г. вес равнялся 5,655 г (5,23 г серебра). С 1920 г. чеканился из серебра 500-й пробы вплоть до 1946 г., а затем — из сплава меди и никеля. В Англии имеются в обращении также банкноты в 10 шиллингов, медно-никелевые монеты в 2 шиллинга (флорин) и 1 шиллинг, которые после перехода Англии на десятичную денежную систему (15 февраля 1971 г.) больше не выпускаются. Символом шиллинга являлась литера S (от латинского solidus). Кроме Англии, также были в обращении также в других странах, где они составляли 1/20 национальных фунтов: бермудского, гамбийского, гибралтарского, замбийского, ирландского, малавийского, мальтийского, новозеландского, фунта Фиджи, фолклендского и ямайского. Является денежной единицей Австрии (заменена на евро в 2002 г.) и ряда стран, завоевавших независимость (Кении, Сомали, Танзании, Уганды).

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ШИЛЛИНГ

Вернуться к поиску по алфавиту: Ш