ФЭНДОМ

Описание Править

(Лат. triens от tres — три), название раннеримской бронзовой монеты, которая выпускалась с конца IV в. до нашей эры. Вес составлял около 90 г, а сама монета соответствовала 1/3 асса (отсюда название монеты). Первоначально был литым, затем чеканился. На аверсе — изображение головы Минервы и четыре большие точки (указывающие на количество унций в монете), на реверсе — нос корабля.

Почти все серии остальных италийских триенсов подразделяют на десятичные серии, например восточно-италийский (точнее его называют кватрункс), греческий в виде тетра. В римско-кампанской серии триенс появляется как монета в 4 либеллы с изображением 4 стрекоз. Эта стоимость указана на большинстве монет Камманьи, Апулии, Калабрии и Лукании, а также в Вибо-Валенции.

Со времен Гордиана III Пия и до Карина выпускался из золота и равнялся 1/3 ауреуса и плохо поддаются определению из-за колебаний пробы. Константин I по письменным свидетельствам чеканил весом в 1,52 г, то есть 1/3 солида. Со времен Теодозия вплоть до VII в. триенс был очень распространенной монетой. В эпоху великого переселения народов был широко распространен среди германских племен и был почти единственной золотой монетой. Германцы эпохи Великого переселения народов неоднократно чеканили подражания триенсу. На аверсе — погрудное изображение императора, на реверсе — Виктория (Победа), позднее — крест, обрамленный венком. Эти варварские подражания выполнялись обычно на низком художественном уровне, надписи нередко заменялись черточками. Причем вандалы и остготы придерживались римского прототипа, на монетах франков, бургундов, вестготов и лангобардов погрудный портрет императора и Виктория передавались в искаженном виде, а круговая легенда превратилась в ряд штрихов.

В Византийской империи триенс выступает в основном под названием тремисс (лат. tremissis). Так же называлась монета в 1/3 солида в королевстве франков при Меровингах. Она встречаются довольно редко, хотя их чеканку и осуществляли около 800 монетных дворов, однако все они принадлежали не государству. В записях фризских законов еще в XII-XIII вв. встречаются золотые триенсы под названием «denarii».

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ТРИЕНС

Вернуться к поиску по алфавиту: Т