ФЭНДОМ

Описание Править

(Tikal от санскрит. tankala — клейменая серебряная монета), счетно-денежная единица Сиама, Камбоджи (в настоящее время Таиланд и Камбоджа) и Бирмы; в Сиаме называлась «бат» (от санскрит. pada), равная 1/2/ таэля, в Бирме «кьят», вес 15,23 г. 1 тикаль равнялся 1/80 кати или 2 сонгсалунгам или 4 салунгам или 8 фанам или 16 сикам или 32 пайям.

Сиамские монеты, выпускавшиеся в 1350—1860 гг. под названием «p’hot duang» или «khot duang», были выпуклыми, напоминая барабан буддийских жрецов. Их изготавливали из изогнутых серебряных слитков с углублением посередине; как правило, они имели два клейма (кра), одно (с колесом или звездой) служило символом монетного двора, другое — правительства. Низкие номиналы имеют иногда только одно, более крупные — до 6 клейм. Кроме названных, известны монеты в 2 и 4 таэля, в 5, 10, 20, 40 и 80 тикалей. Самые большие типы имеют диаметр до 65 мм и весят около 1215 г. 4 тикаля равняются счетной единице под названием «пикул». Монеты в 1, 2, 4, 8 и 16 тикалей существуют и в золоте, в зависимости от их веса это золотые сики, фанамы, салунги, сонгсалунги. Самые первые золотые монеты относятся к первой половине XIX в. Все названные типы находились в обращении в Сиаме до 1904 г. Под английским влиянием в Сиаме в 1861 г. была введена плоская, круглая монета рьен, чеканенная в Бирмингаме. В 1861 г. первыми стали чеканить плоские монеты, сначала серебряные, в 1862 г. — медные, в 1863 г. — золотые: лицевая сторона — королевская корона между двумя зонтами, обратная сторона — слон. В серебре чеканились монеты от 2 до 1/16 тикалей, в меди — в 1/2 (диаметром 28 мм) и 1/4 фанама, в цинке — в 1 атт (диаметром 29 мм) и в 1 солот. В золоте чеканились монеты того же типа, равнявшиеся 8, 4 и 2 1/2 тикалей. Далее, за исключением трех монет по 1/8 тикаля других типов, 6 монет в золоте, равные по весу и внешнему виду серебряным монетам в 2 — 1/2 тикаля. Вес их колеблется от 30,12 до 0,94 г. Монета в 4 тикаля, чеканенная в 1861 г. в серебре, имеет вес 60,49 г и при одинаковой лицевой стороне на обратной стороне сиамские и китайские иероглифы. При короле Чулалонгкорне изменяется изображение чеканенных в Лондоне монет. На лицевой стороне золотых и серебряных монет — погрудный портрет короля, на обратной стороне — сиамский герб, по краю с обеих сторон сиамские надписи. В серебре чеканились монеты в 1/8, 1/4 и 1 тикаль (15,03 г), в золоте — в 2 1/2 тикаля (1,94 г). Медные монеты, чеканившиеся с 1875 г., имеют на лицевой стороне коронованную королевскую монограмму, на обратной стороне — обозначение номинала и даты по-сиамски, с 1887 г. лицевая сторона — погрудный портрет, обратная сторона — сидящая фигура. В 1898 г. появились никелевые монеты в 2 1/2, 5, 10 и 20 сатангов: лицевая сторона — трехглавый слон, обратная сторона — номинал. В соответствии с реформой 1908 г. предполагалось ввести золотой стандарт, однако золотой тикаль никогда не был выпущен. Серебряный тикаль теперь весил 15,033 г и был 900-й пробы: лицевая сторона — погрудный портрет короля, обратная сторона — трехглавый слон. Никелевые и бронзовые монеты, выпущенные согласно этой реформе, имеют в центре отверстие: лицевая сторона — колесо, обратная сторона — номинал.

В Камбодже при короле Ангдуонге появились так называемые башенные монеты: лицевая сторона — храм с тремя башнями, обратная сторона — птица, их чеканили в серебре весом 3,4 г. Под французским колониальным влиянием при короле Нородоме появились монеты с тиарой и со священным мечом, с датой «1860»; лицевая сторона — погрудный портрет короля, обратная сторона — герб и номинал по-французски и по-кхмерски. В серебре чеканились 1 бат, равный 4 франкам (14,5 г), 2 и 1 слинг, равный 2 и 1 франку (7,5 и 4,5 г), 1 хваунг и 1 пай, равные 50 и 25 сантимам (2 и 1/4 г), в бронзе 1 тьен и 30 касов, равные 10 и 5 сантимам (10 и 5 г).

В Бирме тикаль равнялся 4 или 5 матам, или 8 или 10 му, или 16 или 20 пе. В 1878 г. была выпущена в золоте монета в 5 му, равная 1/2 золотой рупии или 1/2 мухра: лицевая сторона — лев, дата «1240» (1878 г.), обратная сторона — обозначение места и даты выпуска, венок. На лицевой стороне монеты в 2 1/2 му — павлин и дата «1228» (1866 г.), золотой монеты в 2 анна — лев и дата «1214» (год вступления на престол короля Миндона в 1852 г.), монеты в 1 золотой анна — лев или павлин. В серебре были выпущены монеты в 1 кьят, 1 нгаму (5 му): лицевая сторона — павлин, обратная сторона — венок, обозначение номинала, места и даты чеканки. В меди были чеканены пья (paysan tabya, англ. pice): лицевая сторона — павлин, обратная сторона — дата «1227» (1865 г.) или лицевая сторона — лев, обратная сторона — дата «1240» (1878 г.).

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Т