ФЭНДОМ

Описание Править

(Франц. teston, итал. testone or testa — голова), название итальянской серебряной монеты с портретом правителя, которую начал чеканить в 1474 г. Галеаццо Мария Сфорца, герцог Милана. Монета была подражанием венецианской лире трон, выпущенной в 1472 г. Тестон соответствовал 1 1/2 ЛИРАлиры и имел вес 9,65 г (9,28 г серебра). Красивый внешний вид и стабильность монеты способствовали ее широкому распространению. Их начали чеканить многие итальянские князья и даже папы. Появилось большое количество разновидностей, но общим для них было изображение поясного портрета или головы правителя.

Кратные тестоны получили название medaglie. При Сфорцах чеканились монеты в 3 и 2 тестона, а при герцоге Савойи Филиберте II в 4 тестона. Посредством торговли монета получила широкое распространение в соседних странах. Имеется много подражаний: тостао (Португалия), тестун (Шотландия), дикен (Германия, Швейцария). После выпуска больших золотых и серебряных монет императором Карлом V тестон потерял свое значение и уступил место лире, выпущенной в Милане Филиппом II весом в 5,7 г (5,46 г серебра).

Название французской серебряной монеты, которая начала чеканиться во Франции при Людовике XII в подражание итальянскому тестону (под властью Людовика XII находились Асти, Милан и Генуя). После потери итальянских провинций выпуск во Франции продолжался в торговых целях. Был первой французской монетой с изображением короля, портрет которого помещался на аверсе, на реверсе — герб с лилиями. Тестон равнялся 10 солам. Выпускались также полутестоны. Тестоны чеканился в очень большом количестве при Франциске I и Генрихе II, пока в 1576 г. он не был заменен франком. Вес составлял 9,555 г (9,003 г серебра). С 1541 г. содержание серебра понизилось до 8,584 г. На 1 тестон шло в 1541 г. 10 солов 8 денье, а в 1543 — 11 солов. При Франце I были выпущены монеты в 3 и 4 тестон. Это были первые французские талеры.

Со времен герцога Антона чеканился в Лотарингии весом в 9,65 г (8,85 г серебра), а с 1576 г. — 9,46 г (7,29 г серебра) и стал важной основой денежной системы Лотарингии. Сначала равнялся 8 грошам, в 1576 г. — 12 грошам, то есть 1 франку, 1620 г. — 16 грошам, 1700 г. — 1 ливру, то есть 2 франкам 4 грошам. На аверсе — герб страны, на реверсе — портрет герцога.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Т