ФЭНДОМ

Описание Править

(Малайск. tahil, tail), весовая единица Восточной Азии с существенными отличиями в стоимости по области ее распространения. В Атьехе на острове Суматра около 1833 г. таэль весил только 9,6 г, в Бантаме на остирове Ява — 68,36 г, в Сиаме (в настоящее время Таиланд) — около 60,65 г, а в Тонкине (в настоящее время Вьетнам) — 38,27 г. Старый китайский таэль, по непроверенным данным, весил 6,317 г. При этом он равнялся 1/20 дзиня или 24 шу. В конце III в. до н. э. стоимость дзиня была повышена до 24 таэлей, при Ханьской династии снижена до 16 таэлей. Согласно принятой в Китае в 1858 г. конвенции 1 серебряная унция весила 37,783 г. Тот же вес имел таэль новой весовой системы, равный 1/16 дзиня или 10 мейсам или 100 фыням или 1000 ли. По данным ученого-исследователя Азии Свена Хедина, в конце XIX в. в Центральной Азии 1 ямба равнялся 50 таэлям. Существовало до 170 вариантов веса и пробы монеты. Чаще всего в обращении были: хайгуаньский. из чистого серебра весом 37,795 г. — счетная единица; купинский из чистого серебра весом 37,17 г. — для уплаты налогов; цаопинский 980-й пробы весом 35,32 г. — для размена денег (в ходу главным образом в Шанхае); кантонский из чистого серебра весом 37,568 г. — для взвешивания серебряных слитков. В XIX в., однако, был введен в качестве денежной единицы доллар, но в 1903 г. появились также монеты весом 37,2 г. с названием «и лян» (один таэль). Банки и предприятия осуществляли свои расчеты на основе таэля и доллара. В каждой провинции их соотношение было иным, завися от пробы. Так, в Шанхае 71 — 73 таэлей равнялись 100 мексиканским долларам. Ныне вышел из употребления.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Т