ФЭНДОМ

Описание Править

(Нем. Rechenpfennig, Raitpfennig, франц. gectoir, jeton, англ. counter, исп. contador, гол. legpenning), металлическая марка для (принятых в древности и в средние века) подсчетов с помощью счетной доски (абака), пришедшей на смену камушкам или жетонам из какой-либо кости, в том числе слоновой. Счетные пфенниги существовали уже в средние века в Италии (Флоренция, Венеция), Франции, Нидерландах. С начала XIV в. в Нюрнберге их стали изготавливать мастера-специалисты (нем. Rechenpfennigmacher, Flinderleinschläger), а с конца XV в. также в Халле, Баварии, Австрии, Чехии, Саксонии, Эйслебене. На них очень часто встречались сведения и изображения, относившиеся к политическим и историческим событиям, так что они, имея хождение среди широких кругов населения, служили носителями информации. Особенно ярко выступает политическая направленность счетных пфеннигов периода раннебуржуазной Нидерландской революции; так, на них встречаются изображения казни графов Эгмонта и Горна, гибели испанской Армады, борьбы Нидерландов за свободу вероисповедания и национальную независимость. Часто изображался счет на счетной доске, чтобы таким образом способствовать ее распространению, нередки также символы счастья и торговли. В период с XVI по XIX в. нюрнбергские счетные пфенниги распространились по всей Европе главнм образом потому, что чеканились уже только в меди или латуни и часто были подражаниями известных иностранных монет (Франции и Нидерландов). Их чеканкой занималась главным образом основанная в 1700 г. фирма Лауэр. В немецком языке до сих пор бытуют поговорки, возникшие в период распространения счетных пфеннигов, например «Rechnung legen» (отчитываться, буквально «класть счет»), «einen Stein im Brett haben» (быть на хорошем счету, буквально «иметь /лишнюю/ шашку на доске»).

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ПФЕННИГ

Вернуться к поиску по алфавиту: П