ФЭНДОМ

Описание Править

(Гол. stuiver, нем. Stüver), сначала — фламандская монета типа грошена, названная в Нидерландах «стейвер» (от гол. stuiven — искриться) по изображенному на ней лучистому кремню с цепи ордена Золотого руна (франц. «briquet» — огненный луч). Двойные и одинарные стейверы чеканились со времени Филиппа Доброго в Антверпене; их выпускали по 79 монет из 8- и 4-лотовой марки королевского серебра, так что двойной стейвер весил столько же, что и одинарный. У двойного стейвера на лицевой стороне четырехпольный (гербовый) щит в четырехдужном обрамлении с маленьким львиным щитком в центре гербового щита, обратная стороне — венок из цветов с львиным щитом. У одинарного лицевая сторона как у двойного, но без четырехдужного обрамления, обратная сторона — четырехдужное обрамление, над ним декоративный крест. Двойной стейвер равнялся 4, одинарный в свою очередь — 2 фландрским грошенам. С 1483 г. подражания им достоинством в 2 и 1 стейвера с изображением святого Мартина чеканил Амстердам. В подражание антверпенским монетам со сходным изображением, но другим весом чеканилстейверы в 1509 г. епископ Утрехтский; его двойной стейвер имел чистый вес 1,864 г при общем весе 3,728 г, одинарный — чистый вес 0,459 г при общем весе 1,836 г. На севере Нидерландов предположительно чеканилось мало стейверов, так как там в основном в обращении находились фламандские монеты. После освобождения восставшей протестантской части Нидерландов от испанского владычества стал и в этой области самостоятельной единицей. Голландский гульден равнялся 2 рейнско-вестфальским штюберам, или 4 дойтам, или 8 пфеннигам. Изображения на этих двойных и одинарных стейверах различны: у двойного обычно на лицевой стороне — нидерландский лев с двумя «S», у одинарного — пучок стрел между «1» и «S», у обоих на обратной стороне — надпись. В 1579 г. был установлен чистый вес 0,65 г при общем весе 2,24 г. Для колоний чеканились стейверы в меди. Последние монеты были выпущены в ХIХ в. в нидерландских колониальных владениях в Индии.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: С