ФЭНДОМ

Описание Править

(От глаг. «рубить»), русское название денежной гривны в Новгороде в XIII в., часть серебряных слитков, которые в виде взвешенного серебра находились в обращении до XIV в. наряду с арабскими и западно-европейскими монетами. Этимология слова «рубль» до сих пор спорна. Впервые оно упоминается в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1281—1299 гг. С введением собственной чеканки монет легкий рубль стал служить весовой и счетно-денежной единицей, из которой чеканили 100 весом около 0,93 г. С проникновением больших западно-европейских серебряных монет, иоахимсталера и других аналогичных монет был положен конец обращению слитков. В обращении наряду с различными русскими мелкими монетами находились в качестве больших монет только западно-европейские талеровые монеты (также с русской надчеканкой 1655 г.).

После денежной реформы 1534 г. (унификации денежной системы) рубль продолжал оставаться счетной единицей, но в нем уже содержалось 100 реальных монет — копеек, что заложило основу будущей русской десятичной монетной системы. В 1534 г. вес 100 копеек был равен 68 г, в начале XVII в. он снизился до 48 г. При Алексее Михайловиче в 1654 г. талеровые монеты получили с обеих сторон новое, русское изображение (лицевая сторона — двуглавый орел, обратная сторона — царь на коне) и на монете впервые была помещена надпись «рубль». Однако в это время рубль был неполноценной монетой, он содержал меньше серебра, чем 100 серебряных копеек, фактическая его стоимость равнялась 64 копейкам. Одновременно приступили к проведению монетной реформы. Так как стоимость серебра и меди была установлена одинаковой (в целях получения высоких прибылей от выпуска медных денег в огромном количестве), серебро постепенно исчезло из обращения. Так называемый медный бунт 1662 г. в Москве ознаменовал начало окончательного провала монетной реформы.

Только Петр I в начале XVIII в. создал монетную систему, приравнявшую русские монеты в золоте, серебре и меди к европейским и избравшую серебряный рубль единственной основной денежной и счетной единицей. Первые выпускавшиеся еще нерегулярно рубли 1704—1714 гг. имели чистый вес около 24,89 г серебра при общем весе 28,44 г (вес западно-европейского талера, а также 100 серебряных копеек). В 1701 г. наряду с ДУКАТдукатами с портретом царя с двуглавым орлом чеканились также монеты в 1/2 и 1/4 рубля. Большой чистый вес рубля (24,89 г серебра) был в 1718 г. снижен до 20,76 г.

При Елизавете в 1755 г. был введен золотой империал, монета в 10 рублей 916-й пробы: аверс — герб империи, реверс — погрудный портрет. В 1768 Екатерина II основала эмиссионный банк, выпускавший бумажные рубли. С 1764 г. чистый вес был определен в 18 г серебра, а общий вес снижен (уменьшен), отчего рубль стал 750-й пробы. С этой же пробой чеканили и остальные серебряные монеты. С 1867 г. эту пробу имели только монеты в 50 и 25 копеек. В 1769 г. царское правительство выпустило бумажные рубли — ассигнации.

Николай I ввел в 1828 г. монеты в 3, 6 и 12 рублей в платине, в 1845 г. их чеканка была прекращена. Вес этих монет составлял соответственно 10,36 г, 20,73 г и 41,46 г. Кратные рубли в золоте выпускались достоинством в 2 и 3 рубля, в 5, 7 1/2, 10 и 15 рублей. Золотые рубли были редким исключением при Елизавете и Екатерине II. Для Польши чеканились монеты в 1 1/2 рубля. По приказу Екатерины I в 1725—1726 гг. были выпущены большие медные пластины достоинством в 1 рубль, весившие 1636 г., по приказу Екатерины II — круглые пластины весом 1023 г. Выпускавшиеся ежегодно в 1718—1915 гг. серебряные рубли имели следующие изображения: в XVIII в. аверс — двуглавый орел, реверс — погрудный портрет царя. При Петре I, Петре II, Петре III и Павле I: аверс — погрудный портрет царя, реверс — крест, образованный из 4 букв «П», при Александре I, Николае I и Александре II двуглавый орел на одной, номинал — на другой стороне. Со времени правления Александра III снова погрудный портрет и двуглавый орел. Памятные рубли чеканились редко: в 1835—1836 гг. была выпущена монета в 1 1/2 рубля, так называемый семейный рубль (в 1836 г. также в золоте), в 1837 г. — монета в честь сооружения Александрийской колонны и в 1839 г. — монета в честь Бородинской битвы, в 1859 г. — монета в честь открытия конной статуи Николая I, в 1881—1883 гг. — монеты в честь коронации Александра III, в 1912 г. — два типа монет (в честь открытия памятника Александру III и 100-летия Отечественной войны), в 1913 г. — монета в честь 300-летия дома Романовых и в 1914 г. — в честь Петра I в связи с 200-летием Гангутского сражения. В 1897 г. основной денежной единицей стал золотой рубль. В начале первой мировой войны из обращения исчезли золотые, серебряные и медные монеты. В стране было введено бумажно-денежное обращение. Стоимость бумажного рублей сильно снизилась. В 1917 г. она упала до 6 — 7 довоенных копеек.

В 1921 и 1924 гг., после победы Великой Октябрьской Социалистической революции, чеканились серебряные рубли и рубль стал денежной единицей СССР. Изображение на этих монетах: в 1921 г. аверс — государственный герб, реверс — звезда в венке и номинал. В 1924 г. аверс — государственный герб и номинал, реверс — рабочий и крестьянин как символ рабоче-крестьянской власти на фоне пейзажа с восходящим солнцем.

Советское правительство после образования СССР было вынуждено выпускать бумажные денежные знаки для покрытия дефицита в государственном бюджете в связи с ростом расходов на оборону и мириться с наличием в обращении старых бумажных денег, денежных знаков Временного правительства и разных суррогатов денег. Хотя путем деноминации денежная масса в обращении была уменьшена номинально в миллион раз, советский рубль продолжал обесцениваться. И лишь денежная реформа 1922—1924 гг. стабилизировала советскую валюту. Начался выпуск билетов в новой денежной единице — червонце. Червонец имел определенное золотое содержание — 7,74234 г, что равнялось содержанию дореволюционной золотой монеты в 10 рублей, и обеспечивался всеми государственными ценностями. В 1923 г. он уже завоевал твердое место в денежном обращении страны. Некоторое время чеканились также золотые червонцы, которые использовались для заграничных платежей, что сыграло определенную роль в укреплении международного авторитета советской валюты. Одновременно с червонцами в обращении продолжали находиться обесцененные денежные знаки (выпуска 1923 г.). Чтобы избавиться от обесцененных денег, правительство решило выпускать твердые разменные казначейские билеты достоинством в 5, 3 и 1 рубль золотом (червонец приравнивался к 10 казначейским рублям). Денежные знаки выпуска 1923 г. были изъяты из обращения и выкуплены по курсу: 50 000 рублей денежными знаками 1923 г. за 1 казначейский рубль. Как денежная единица червонец существовал недолго. Счетной единицей снова стал рубль. Но термин «ЧЕРВОНЕЦчервонец» остался на банкнотах до денежной реформы 1947 г. На ее заключительном этапе началась чеканка серебряных монет в 1 рубль, 50, 20, 15, 10 копеек и медных в 5, 3, 2, 1 и 1/2 копейки. Эти монеты сохранили форму, вес и пробу дореволюционных монет, но на них помещен советский герб и девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В ходе социалистических преобразований в денежной системе Советского Союза произошли некоторые изменения. В 1936 г. содержание золота в рубле было определено в 0,167674 г, а с 1937 г. курс рубля установился на базе доллара США, 1 доллар приравнивался к 5 рублям 30 копейкам. Такое соотношение существовало до 1950 г. Во время Великой Отечественной войны количество денежных знаков значительно превысило потребности оборота, что вызвало снижение покупательной способности рубля. Денежная реформа 1947 г. создала условия для дальнейшего укрепления денежной системы и стабилизации рубля. Старые бумажные деньги были обменены на новые в соотношении 10:1. Банковские билеты — червонцы — были заменены новыми банковскими билетами, номинал которых выражался в рублях. Послевоенное снижение цен на товары широкого потребления привело к повышению покупательной способности рубля и его официального курса относительно иностранной валюты. В 1950 г. курс рубля на базе доллара был ликвидирован и переведен на золотую основу (золотое содержание рубля составляло 0,222168 г чистого золота). Доллар Соединенных Штатов Америки приравнивался к 4 рублям.

С 1961 г. рубль, являющийся одновременно и денежной единицей, и монетой, имеет стоимость, соответствующую 0,987 г чистого золота, он чеканится в медно-никелевом сплаве. В это время курс по отношению к американскому доллару состалял 90 копеек, а к 1973 г. — 75 копейка.

В 1965 г. Министерством финансов СССР и Государственным Банком СССР был выпущен памятный рубль в честь 20-летия победы над фашистской Германией: аверс — герб государства и номинал, реверс — фигура советского солдата в берлинском Трептов-парке, а в 1967 г. — в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалитической революции: лицевая сторона — государственный герб и номинал, обратная сторона — В. И. Ленин на фоне серпа и молота. В 1970 г. выпущен рубль в медно-никелевом сплаве в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина: аверс — эмблема государства, номинал и круговая легенда, реверс — голова Ленина вправо и даты «1870 — 1970». В 1975 г. была снова выпущена памятная монета в 1 рубль в медно-никелевом сплаве в честь 30-летия победы над фашизмом, лицевая сторона — номинал и государственный герб, обратная сторона — богиня Победы с мечом, перед ней пятиконечная звезда с серпом и молотом. В 1977—1980 гг. была выпущена серия из 45 памятных монет в честь игр 22-й летней Олимпиады в Москве, включавшая монеты в 1, 5, 10, 100 и 150 рублей в медно-никелевом сплаве (6 изображений), в серебре (28 изображений), в золоте (6 изображений) и платине (5 изображений). На лицевой стороне каждой монеты в верхнем сегменте расположены рельефные изображения Государственного герба СССР и надпись «СССР», а в нижнем сегменте — рельефная надпись в две строки, указывающая достоинство монеты. На оборотной стороне монет помещены эмблема Олимпийских игр 1980 года, круговая надпись «Игры XXII Олимпиады. Москва 1980», год чеканки и рельефные изображения на темы Олимпийских игр.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Р