ФЭНДОМ

Описание Править

(Дат. rigsdaler — государственный далер, rigsort), название серебряного гульдена (равного талеру), чеканенного в Дании впервые при короле Иохане. Риксдалеры по 24 скиллинга, чеканенные при Кристиане II, также соответствовали по своей стоимости любекской монетной системе (16 шиллингов равны 1 марке). В результате войны Кристиана II со Швецией, гражданской войны (распри графов) Кристиана III и Семилетней войны со Швецией при короле Дании и Норвегии Фредерике II датская денежная система сильно ухудшилась, так что риксдалер, чеканенный в Германии, равнялся 4 датским маркам по 16 датских скиллингов или 2 любекским маркам по 16 любекских шиллингов, позже 6 датским маркам по 16 скиллингов или 3 любекским маркам по 16 любекских шиллингов. На датско-норвежских монетах поэтому имеются надписи «датская марка» и «датский скиллинг» в отличие от любекской марки и шиллинга. Во время Северной войны ухудшенные монеты военного времени полностью вытеснили первоначальные. В качестве главных монет в обращении находились риксдалеры по 24 скиллинга, монеты в 8 и 4 скиллинга. Их монетная стопа: 11 1/3 риксдалеров из чистой кельнской марки. Со времени правления Кристиана VII финансовое положение еще более ухудшилось. Выпуском банкнот так называемого Специесбанка в Альтоне (около Гамбурга), удалось, правда, улучшить положение в Шлезвиг-Гольштайне, однако в Дании и Норвегии выпуск обычных банкнот все возрастал, что привело в 1813 г. к финансовому банкротству государства. С введением новой монеты — риксбанкдалера — обычные банкноты были отменены.

Монета, чеканенная в Швеции в подражание немецкому талеру предположительно впервые при Стене Стуре I и достоверно при Густаве I Вазе. Проба: 15 1/4-лотовая, чистый вес 28 г серебра при общем весе 29,4 г. В 1540 г. — периодически 14-лотовая, до 1830 г. — 14 1/9 — 14 1/8-лотовая с чичтым весом 25,6 г серебра при общем весе около 29,3 г. Главной монетой Швеции со времени правления Густава I Вазы была, однако, марка, около 1530 г. 1 далер равен 3 маркам, в 1560 г. уже 4 маркам. Как счетно-денежная единица риксдалер сохранял этот курс до 1776 г., стоимость же его как монеты подвергалась значительным колебаниям. Так, в 1568—1592 гг. по самому низкому курсу риксдалеры равнялись 4 1/2 марки, по самому высокому — около 38 марок военными деньгами. В XVII в. средний курс риксдалер составлял около 6 1/2 марки. Чтобы отличить ДАЛЕРдалер как монету от далера счетно-денежной единицы и равной ей шведской марки, далер, чеканенный в соответствии с немецкой монетной стопой, получил со временем в Швеции по аналогии с немецким рейхсталером название «риксдалер». В 1624—1664 гг. равнялся 6 маркам (по 8 ЭРЕэре). В 1664—1776 гг. он равнялся 52 эре, в 1777—1818 гг. — 48 шиллингам по 12 рундштюков, в 1818—1835 гг. — 48 шиллингам по 12 рундштюков, в 1835—1855 гг. — 128 скиллингам банкнотами, в 1855—1875 гг — 4 риксдалера риксмюнт (швед. Riksmönt — государственная монета) по 100 эре, позже замененные современной кроной: по соотношению 1 к 1. От времени Стена Стуре Старшего известны эртуги, 1/2 эртуга и пеннинги, но при Стене Стуре Младшем чеканились талеровая монета (швед. stormynt) с датой «1512» весом 35 г.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Р