ФЭНДОМ

Описание Править

(Исп. real от лат. nummus regalis — королевская монета), название испанской серебряной, а впоследствии медной монеты, а также денежно-счетной единицы. Альфонс II, король Леона и Кастилии, стал первым чеканить — после золотых и биллонных реалов своих предшественников — реалы в серебре. Педро I начал чеканить по образцу французского турского гроша реал весом в 3,48 г (чистый вес 3,24 г серебра). На одной стороне реала — буква «P» (Pedro — Петр) и корона в двойной круговой надписи, на другой стороне — герб государства. При Иоанне II на реверсе монеты изображался погрудный портрет короля. С появлением испанского талера — песо при Фердинанде V и Изабелле реал составлял 1/8 его стоимости и стал наименьшим серебряным номиналом новой большой монеты. Это был так называемый реал де плата (real de plata), то есть серебряный реал стоимостью в 51, а позже — в 64 мараведи. В начале XVIII в. был выпущен пониженной пробы серебряный реал провинсиал (real provincial) весом в 3,06 г (чистый вес 2,55 г серебра) стоимостью в 17 мараведи. С XVIII в. Испания начала чеканить медный (биллонный) реал — так называемый реал де веллон (real de vellon), стоимостью в 34 мараведи, который был равен 1/20 песо (с 1823 г. на испанском песо стоит цифра 20, то есть указание стоимости в реалах де веллон). С 1848 по 1861 гг. реал был равен 1/10 эскудо. Последний реал, выпущенный согласно монетному закону в 1864 г., был весом в 1,289 г (чистый вес 1,0514 г серебра). С 1868 г. был приравнен к 1/4 песеты. На протяжении всего XIX в. реал использовался в Испании как денежно-счетная единица.

Реал чеканился и был в обращении в испанских колониях, а позднее — в независимых государствах Центральной и Южной Америки. Например, в Мексике был в обращении до 1861 г., когда деление песо на 8 реалов по 34 мараведи было заменено делением песо на 100 сентаво. Старые медные монеты, однако, сохранились в обращении в розничной торговле приблизительно до 1870 г. по старой системе параллельно с новой.

Португальская серебряная монета (португ. real de plata), чеканенная по образцу испанского реал, получившая также название торнез (португ. tornez) с очень нестабильной монетной стопой. Вес монеты при Альфонсе V составлял 3,22 г (чистый вес 2,96 г серебра). С введением тостао при Мануэле I из серебра чеканились только кратные реалы. С 1543 г. чеканились медные монеты в 1, 3 и 10 реалов с гербом страны на аверсе и обозначением стоимости на реверсе. Монета в 10 реалов весила 20 г. Монеты в 5 реалов чеканились с 1600 г. Так как серебряные и медные реалы были в обращении одновременно, то медные назывались reaes de branco, или просто «рейс» (португ. reis — множественное число от real). В результате обесценения монеты реал использовался преимущественно как денежно-счетная единица. Монета в 1 реал уже в XVII в. исчезла из обращения, а стоимость на больших золотых и серебряных монетах указывалась в мильрейсах. Португалия чеканила медные реалы для своих колоний. Для Азорских островов и острова Мадейра в 1750 — 1852 гг. монеты в 3, 5, 10 и 20 реалов, для восточноафриканских колоний с 1840 г. — монеты в 40 реалов, а с 1853 г. — в 1 и 2 реала. В Гоа, португальской колонии в Индии, до введения рупии 600 гоанских реалов (португ. reis de Goa) равнялись 320 португальских реалам.

Серебряная монета Нидерландов (нидерл. reaal), выпущенная впервые Максимилианом I в 1487 — 1488 гг. весом в 7 г (чистый вес 6,5 г серебра). На аверсе — погрудный портрет Максимилиана, на реверсе — монограмма. В это время был выпущен почти из чистого золота так называемый золотой реал (real d’or) весом в 14,91 г. Нидерландский штатгальтер Лейцестер выпустил серебряный реал, равный по весу талеру Филиппа II, — 34,025 г (чистый вес28,35 г серебра). На аверсе — портрет правителя, на реверсе — шесть гербов вокруг пучка стрел. Этот реал и появившийся одновременно с ним золотой реал (франц. real d’or) из чистого золота весом 14,91 г называли «украшенный денье» (франц. denier de parement). Чеканились также монеты в 1/40, 1/20 и 1 1/2 реала.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Р