ФЭНДОМ

Описание Править

(Нем. Rappen — вороной конь, от староверхненем. rapp — темный), германская серебряная монета типа пфеннига, которая была в обращении в верхнерейнских областях в XIV — XVI вв. Название вряд ли восходит к фрайбергским пфеннигам с головой орла, которые иначе еще назывались «Rabenkopfpfennig» (от нем. Rabenkopf — голова ворона). Стоимость и вес монеты менялись в зависимости от места и времени появления. Так, в XIV в. монета равнялась по стоимости пфеннигу. Позднее раппом стали называть серебряную монету так называемого Рапповского монетного союза (Rappen Münzbund), которая равнялась по стоимости двум тогдашним пфеннигам, а его половина, так называемый штеблер (Stäbler), — одному пфеннигу (на основании соглашения между городами Фрейбург, Кольмар, Базель, Бризах и другими в 1403 г.). Раппами назывались также пфенниги графов Раппольштейн из-за изображенной на них головы ворона. Пфенниги этого типа, попав в Кольмар, получили там название «кольмарские раппы» (нем. Kolmarrappen), которое, в свою очередь, перешло якобы на сходные с ними фрайбургские адлерпфенниги. В 1363 г. в Кольмаре раппы, чеканенные на монетном дворе епископства Базельского, равнялись половине обычных пфеннигов. Вес монеты в 1399 г. был равен 0,35 г (чистый вес 0,23 г серебра). Вес раппа Рапповского монетного союза составлял в 1425 г. 0,49 г (чистый вес 0,245 г серебра), в 1498 г. — 0,385 г (чистый вес 0,168 г серебра), в 1533 г. — 0,38 г (чистый вес 0,138 г серебра). Иногда монета выступала под названием цвейлинг (нем. Zweiling). Сначала раппы были прямоугольной формы, с первой половины XV в. их стали чеканить круглыми с точечным венком вдоль гурта, так что они очень напоминали страстбургские пфенниги. Имеются несколько основных типов чекана: города Базеля (с городским жезлом и испанским гербом), города Фрейбурга (с головой орла и испанским гербом), города Кольмара (с утренней звездой и испанским гербом), города Бризаха (с шестью утесами и испанским гербом), Бургундии (рассеченный испанский гербовый щит, справа — австрийская перевязь, слева — столбы Бургундии).

Швейцарская серебряная монета того же типа и того же периода, что верхнерейнский рапп, которая сохранилась до настоящего времени. В 1799 г, 10 раппов равнялись 1 бацену, в свою очередь 10 баценов равнялись 1 швейцарскому франку. С 1850 г. 100 раппов, или сантимов, равняются 1 швейцарскому франку (французский франк и швейцарский франк имели равную стоимость). Из биллона чеканились монеты в 5, 10 и 20 раппов. С 1879 г. монета чеканится из никеля, а с 1918 г. — из бронзы. В настоящее время в Швейцарии в обращении находятся монеты в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 раппов.

Источник Править

  • Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993

Вернуться к поиску по алфавиту: Р