ФЭНДОМ

Описание Править

(Этимология точно не установлена, но некоторые исследователи считают, что слово «тин» было синонимом рубля. Таким образом, полтинник — половина рубля. В пользу этой гипотезы говорит то, что в современном украинском языке сохранилось слово «тин», которое является производным от «тяти», то есть рубить). В XIII — XVI вв. наряду с рублем возникло зависимое от него понятие полтинник, которое означало половину стоимости рубля. Полтинник была реальной платежной единицей, о чем упоминается в летописях. Разрубленный на две половины рубль (слиток) составлял два полтинника. Вес московского, или так называемого низового, рубля (слитка) составлял около 94 г. В XV — начале XVI в. полтинник использовался как вспомогательное счетное понятие, которое выражало сумму в 100 денег без помощи алтына и деньги (полтинник равнялся 16 алтынам и 4 деньги). Полтинник впервые была выпущена как медная монета Алексеем Михайловичем в 1654 г. Весила она от 16 до 20 г. Диаметр 45 мм. На монете имелись изображения царя верхом на лошади, двуглавого орла и надпись: полтинник («медный ефимок»). После 1662 г. медный полтинник был изъят из обращения. Петр I снова начал чеканить полтинник с 1699 г., но уже из серебра. На аверсе — портрет Петра I, на реверсе — двуглавый орел и надпись: полтинник. Чеканился на протяжении XVIII — XIX вв. с разным весом и пробой, но проба всегда соответствовала пробе рубля. В конце XIX ст. название полтинник исчезает, а номинал обозначается «50 копеек».

Название появляется снова в 1924 — 1927 гг. на серебряных монетах Советского Союза достоинством в 50 копеек. Монеты в 50 копеек из сплава никеля и меди выпускались в 1961, 1964 и 1967 г. На юбилейной монете достоинством в 50 копеек (1967) изображены: на аверсе — герб Советского Союза и указание на стоимость (словами), на реверсе — портрет Ленина на фоне серпа и молота со звездой.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: П