ФЭНДОМ

Описание Править

(Англ. noble — благородный, нем. Nobel, Schiffsnobel), английская золотая монета, впервые чеканенная английским королем Эдуардом III в 1344 г. в память о победе в морском сражении при Слюи над французами (1340 г.): лицевая сторона — погрудный портрет короля с мечом и щитом на корабле в море, обратная сторона — инициалы короля и название монетного двора в середине лилиевидного креста в восьмидужном обрамлении. Проба: 34 7/8 карата при общем весе 8,97 г (1344 г.), 8,33 г (1346 г.), 7,97 г (1351 - 1377 гг.), равная 6 шиллингам 8 пенсам. Монеты в 1/4 Н. (2,17 г) и в 1/2 нобла (3,91 г) также чеканились на протяжении всего правления Эдуарда III. До 1360 г. они выходили с титулом французского короля, затем в течение 10 лет — аквитанского, позже — с обоими титулами. В 1455 г. Эдуард IV ввел РОЗЕНОБЛЬрозенобль с изображением розы на борту корабля. Нобли в большом количестве проникали на континент как платежное средство в торговле и для возмещения убытков. Имея там широкое хождение, часто служили объектами для подражания. Так, в XIV в. их копировал Филипп Фландрский, около 1500 г. — император Максимилиан I и герцог Бургундский и король Кастилии Филипп Красивый, в XVI в. — Зеландия, Утрехт, Капмен и Гельдерн. Чистый вес нидерландского нобла в XVI в. — 6,55 г золота при общем весе 6,836 г. В русских летописях ноблы назывались «корабельниками» и использовались преимущественно как денежные подарки, а также в ряде случаев служили средством накопления. Известен уникальный экземпляр русского подражания английского нобла, чеканенный Иваном III.

Золотая монета Шотландии, выпущенная впервые королем Давидом II, почти идентична современной английской золотой монете. Нобл выпускался затем Яковом VI в 1580 г. Иногда называли «плешивым» ноблем (англ. bareheaded noble).

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: НОБЛ

Вернуться к поиску по алфавиту: Н