ФЭНДОМ

Описание Править

(От слова «куница» или от лат. cuneus — кованый, сделанный из металла), металлическая (серебряная) денежная единица Древней Руси. Название происходит от шкурки куницы, которая до начала монетного обращения у восточных славян играла важную роль в их торговле с Арабским Востоком. В связи с тем, что куна была одной из основных платежных единиц, древнерусская денежная система получила название «кунной системы». В нее входили: гривны, ногаты, куны, резаны и веверицы, или векши. Эти денежно-платежные единицы были в соответственном кратном соотношении между собой. Гривна равна 20 ногатам, или 25 кунам, или 50 резанам, или 100 - 150 веверицам.

Масштабные нормы веса гривны, ее фракции и соотношения в XI в. можно приблизительно представить так:

1 гривна — около 50 г серебра.

1 ногата — около 2,5 г (1/20 гривны), или 1 1/4 куны, или 2 1/2 резанам, или 5 - 7 1/2 веверицам.

1 куна — около 2 г (1/25 гривны), или 2 резанам, или 4 - 6 веверицам.

1 резана — около 1 г (1/50 гривны), или 2 - 3 веверицам.

1 веверица — около 0,5 (0,3) г, или 1/100 - 1/150 гривны.

В XI в. куна равнялась 1/25 гривны. В XII - XIII вв. была уравнена с резаной и составляла уже 1/50 гривны.

Ногата, куна, резана, веверица (векша) — древнерусские названия зарубежных монет, которые были тогда в обращении на Руси. Термином «куна» в Киевской Руси вообще называли серебряные монеты. Куной назывался дирхем, русский сребреник и западноевропейский денарий. Слово «куна» (куны) надолго (почти до XIII в.) закрепилось в славянских языках в общем значении «деньги», вытесняя термин «сребро».

С конца XIV в., когда в Московском и других княжествах снова началась чеканка денег и появились новые названия денежных единиц, в частности деньга, прежние названия постепенно отмирают.

Название хорватской денежной единицы в период второй мировой войны.

Галерея Править

Источник Править

  • Современный экономический словарь. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005

Вернуться к поиску по алфавиту: К