ФЭНДОМ

Описание Править

Русская серебряная монета, чеканенная с 1534 г. Ее вес равнялся весу новгородской деньги, или новгородки, которая после завоевания Новгорода Иваном III в 1478 г. стала использоваться в Москве. Изображение: в 1535 - 1718 гг. лицевая сторона — царь на коне с копьем в руке, обратная сторона — надпись в несколько строк с именем и титулами, под конем — знак монетного двора. Со времени правления Федора I Иоанновича на копейках монетных дворов Новгорода и Пскова стоял также год чеканки. С 1535 г. на 1 тяжелый новгородский рубль шло 100 копеек, при этом их вес непрерывно снижался: в 1535 г. копейка весила 0,68 г, в 1610 - 1613 гг. — 0,51 г, с 1630 г. — 0,48 г, с 1682 г. — 0,41 г, а в 1698(1701?) - 1719 гг. — 0,28 г. В последние годы чеканки копейки ухудшилось и качество серебра в ней. Предпринятая в 1656 - 1663 гг. попытка заменить серебряные копейки равноценными медными была неудачной. В XVIII в. копейка вытеснила деньгу из денежного обращения как разменную мелкую монету, так что чеканившиеся с 1701 г. медные копейки были наряду с рублем, 1/100 которого они продолжали составлять, в качестве разменной монеты основной денежной единицей русской монетной системы. При Петре I медная копейка с ее кратными и фракциями чеканилась в большом количестве. Чеканка серебряных копеек была прекращена в 1718 г. В последующие годы чеканились только пробные экземпляры, при Екатерине I даже квадратной формы. Только при Екатерине II и до 1916 г. копейки чеканились почти ежегодно, причем при все уменьшавшихся размерах и весе. Часто менялось и изображение: лицевая сторона — святой Георгий на коне или царская монограмма, обратная сторона — номинал или монограмма. В XIX - XX вв., до создания СССР, на лицевой стороне копейки был изображен двуглавый орел, на обратной стороне — номинал. Первая советская копейка была чеканена в 1924 - 1925 гг. в меди: лицевая сторона — государственный герб с круговой легендой и названием государства «СССР», обратная сторона — номинал в венке из колосьев. Изображение и металл с 1925 г. изменились очень незначительно. После денежной реформы 1 января 1961 г. на лицевой стороне копейки (бронзовый сплав) изображен государственный герб, на обратной стороне — номинал и дата выпуска в венке из колосьев.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: КОПЕЙКА

Вернуться к поиску по алфавиту: К