ФЭНДОМ

Описание Править

(Лат. grossus — большой; nummus grossus, denarius grossus — большой грош, большой денарий), серебряная монета достоинством в несколько денариев, которую начали чеканить в конце XII в. в итальянских городах, в частности в Генуе (1172 г.), Флоренции (1182 г.), Венеции (около 1200 г.), — grossi venetiani, или так называемые матапаны — и других городах. В противоположность «малым» денариям (итал. piccoli) эти монеты назывались по-итальянски grosso.

Более четким стало понятие грош в 1266 г., когда французский король Людовик IX начал чеканить в городе Туре значительно большие, чем денарии, серебряные монеты grossi Turonenses, или Turonenses albi (турские белые), иногда также Turonenses. Вес монеты в среднем равнялся около 4,20 г при 958-й пробе. Турноза была эквивалентна 12 денариям, что равнялось тогдашней счетной единице солиду. Турские гроши распространились вскоре в Западной Европе (в Нидерландах, Германии и других странах под различными названиями — гро, гроссо, грош, грошен и тому подобное). Содержание серебра в грошах было неодинаковым и непрерывно уменьшалось вследствие порчи монет.

Появление грошей, особенно турноз, дало начало новому периоду денежного обращения в Европе (после периода денариев). В Средней Европе чеканка подобных монет, так называемых пражских грошей, началась в Чехии около 1300 г. Они оказали значительное влияние на денежное обращение и монетное дело не только Чехии, но и соседних стран — Венгрии, Польши и и в частности на создание монетной системы Галицкой Руси. Пражские гроши, несмотря на ухудшение их качества при Вацлаве IV, были основными в денежном обращении на украинских землях с XIV до начала XVI в., с 1329 г. гроши выпускала Венгрия, около 1338 г. — Польша (grosz) и другие страны.

В новый период истории как разменная монета с различными локальными дополнительными обозначениями составлял сперва 1/21, потом 1/24, 1/36 и так далее части талера. В 1654 г. в России появился медный грош, равнявшийся 2 копейкам. После денежной реформы Канкрина (1839 - 1843) Г. стали называть деньгу в связи с выпуском двуязычных русско-польских монет (польский грош приравнивался к 1/2 копейки).

В наше время грош является разменной монетой Австрии, равняется 1/100 шиллинга (в обращении имеются в 1, 2, 5, 10 и 50 грошей) и Польской Народной Республики (равен 1/100 польского злотого, в обращении имеются монеты в 1, 2, 5, 10 и 50 грошей).

Галерея Править

Источник Править

  • Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980

Вернуться к поиску по алфавиту: ГРОШ

Вернуться к поиску по алфавиту: Г