ФЭНДОМ

Описание Править

(нем. Witten от wei — белый, Veerling, Wittenpfennig), первая крупная серебряная монета XIV в. на территории Северной Германии, получившая распространение через Любек (1339 - 1340 гг.), Гамбург и Люнебург в Мекленбурге, Померании и Гольштайне. Подобно грошену и шиллингу виттен также служил средством удовлетворения нужд развивавшейся торговли. Среди других монет выделялся блеском, который достигался в результате специальной обработки, отсюда и название монеты. В то же время возникли и двусторонние пфенниги, равные 1/4 виттена, с тем же изображением, равные по стоимости находившимся в обращении брактеатам. Предположительно монеты должны были чеканиться из 15-лотового серебра, но пробы 1375 г. показали только 13 - 14-лотовые.

Главной монетой Вендского монетного союза виттен стал только после заключения в 1379 г. Ганзейского соглашения между Любеком, Гамбургом и Висмаром, которое предусматривало чеканку 176 монет из 13 1/2-лотовой кельнской марки с общим весе 1,328 г. Монеты в 1/4 виттена с общим весом 0,45 г предполагалось чеканить по 516 штук из 9-лотовой марки. Соглашение 1379 г. устанавливало и изображение: лицевая сторона — любекский двуглавый орел, гамбургский замок или мекленбургская голова быка с круговой легендой, обратная сторона — крест со средним кругом, который использовался для различных отличительных знаков, и круговая легенда.

В 1381 г. к соглашению примкнули Росток, Штральзунд и Люнебург. В 1410 г. виттен чеканился по 200 монет из 12-лотовой марки и в таком виде находился в обращении на северной Германии до середины XV в. Вендский монетный союз чеканил последние виттены до того, как они были вытеснены зекслингами в 1502, 1506 и 1512 гг. в Гамбурге, Люнебурге, Любеке и Висмаре, по 216 монет из 5 1/2-лотовой марки.

Кроме ганзейских городов монеты чеканили с последней четверти XIV в. многие города Мекленбурга, Померании и Гольштайна. При этом в Мекленбурге, например, была введена более низкая, так называемая вендская монетная стопа, так что эти виттены 1411 г. равнялись только 3 пфеннигам. Вес виттена, который чеканился в Штеттине (современный Щецин) в 1672 г., составлял 0,553 г (0,104 г серебра). В Шведской Померании последние монеты чеканились в 1650 - 1707 гг. и в Штральзунде — в 1666 - 1763 гг., они равнялись 1/2 зекслинга или 1 1/2 пфеннига Бранденбургской марки, равные 1/192 рейхсталера.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: В