ФЭНДОМ

Описание Править

Название мелких монет (солидов, или шелягов) Польши и Литвы, чеканившихся в 1659 - 1666 гг.

Первыми польскими медными монетами были шеляги, которые выпускались в г. Быдгоще в 1650 г. весом около 2,6 г. Четыре шеляга равнялись тогда одному серебряному грошу. В 1659 - 1666 гг. чеканка значительно более легких медных шелягов возобновилась по проекту монетного арендатора Тита Ливия Боратини (отсюда их народное название «боратинки»). Боратинки весом около 1,35 г чеканились в г. Уяздове близ Варшавы, Кракове, Бресте и Каунасе. Они были пущены в обращение по курсу биллонного солида — три монеты за один серебряный грош и 90 штук — за один польский злотый (1 польский злотый равен 30 серебряным грошам). Выпускались два вида боратинок — коронные (польские) и литовские, отличавшиеся изображением и надписью на реверсе. Аверс был один и тот же — портрет короля и надпись: Ян Казимир король (по-латыни).

Боратинки были первыми польскими кредитными деньгами, реальная стоимость которых составляла лишь 15 % номинальной. Они были выпущены с целью пополнения денежных средств казны и покрытия государственных долгов. Запланированная вначале сумма — 1 миллион для Польши и Литвы — до конца 1666 г. превысила 10 миллионов польских злотых, не считая значительного количества фальшивых монет, чеканившихся как внутри государства, так и за его пределами. Вследствие этого курс монет упал значительно ниже принудительного. Например, если за дукат платили 6,5, а за талер — 3,5 польских злотых серебряными монетами, то медными боратинками — соответственно 9 и 5 злотых. Боратинки, наполнив денежные рынки, привели, вместе с тымфами, к полному разладу денежного хозяйства и всей экономики Речи Посполитой и утечке золотых и серебряных монет. Из-за нехватки полноценной разменной монеты продолжали преобладать в монетном обращении (лат. moneta currens) вплоть до второй половины XVIII в. (в начале XVIII в. цена дуката составляла уже 18, а талера — 8 польских злотых боратинками или тымфами). В Польше, Литве и Белоруссии встречается большое количество кладов боратинок, на украинских землях, за исключением западных областей, — редко.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Б